История поселений Жиздринского края Калужской области

С карты Жиздринского уезда, района, уже исчезли сотни хуторов и поселков, деревень, сел, а сними, забыты многие исторические события нашей малой Родины которые как ручейки вливаются в историю России. В настоящее время у народа России согласно Конституции 1998г. нет земли т.е. ранее она принадлежала проживающему на ней народу, теперь она находится в руках кучки олигархов,  которые используют ее недра в своих финансовых и политических интересах.

История Жиздринского края уходит в глубокую древность, это подтверждают находки каменного века, каменных орудий труда и предметов быта при раскопках древних захоронений на территории Жиздринского района. Такие захоронения относятся к первой половины первого тысячелетия до нашей эры, они разбросаны по всему району. Имеются такие городища у деревни Орля и у деревни Сосновка, поселка Иночка, и у деревни Петровка, вблизи г.Жиздра, деревень Мужитино, Кулики и т.д.

В первом тысячелетии в середине 9-10 веков нашей эры в бассейнах рек Ока, Угра, и Жиздра поселились славянские племена из рода Ляхов, пришедшие из земель юго-запада под предводительством сына Ляха Вятко; по его имени племя стало называться - Вятичи. Вятичи были язычниками, над, умершими совершали тризну и покойника сжигали на костре, а кости собирали в сосуды и при дорогах ставили на столбы, позднее помещали прах в глиняные сосуды и хоронили в погребальной камере под насыпью в кургане. Вятичи наши далекие предки, были, пожалуй, самым непокорным племенем и вели вплоть до конца 12 века борьбу за свою языческую веру, что одновременно являлось борьбой за независимость. В землях вятичей проповедовал киевский миссионер Кукша, запечатлевший собой мученический подвиг, был убит язычниками. Преподобный Кукша первый калужский святой он один из первых принял участие в распространении христианства на территории Калужской земли.

Первые поселения человека, как правило, были по берегам рек и ручьев: Орлинский, Слабцы, Ляпино. Поселялись люди небольшими группами, поэтому иногда деревни носили название по имени основателя деревни, например д. Акимовка. А в д. Орля улицы насили названия компактно расположенных родственников, или основателей этих улиц: Поляковщина, Лариновщина, Семеновщина. Позже стали называться ул. Центральная, Семеновка, Заречная. Земля вятичей была лесистой и болотистой.

Многие населенные пункты упоминаются в исторических документах, относящихся к 15-17 векам. По спискам селений относящихся к 1678 году к Батоговской волости, Брянского Свинского монастыря упоминаются; д.Высокое. с.Огорь, д.Улемец, д.Яровщина, (Яровши). д.Песочня, с.Овсорок, д.Орля, д.Авдеевка, д.Соснока и д.Озерская. Упоминается Яровщина и в 1859г. как казенная деревня при колодцах у Брянского торгового тракта, с 1861г. до 1924г – волостной центр.

Вся история земли вятичей это практически постоянные войны, которые подвергались набегам хазар, татар, княжеская междоусобная война, война с Литвой и Поляками восстание крестьян, набеги крымских татар. От войны, антисанитарного состояния сел и городов, низкого уровня жизни, что вызвало эпидемии в России и Калужского края в 1352 году под названием  черной смерти, в 1654 году постигло моровое поветрие - вымерло чуть ли не половина население края. Во время проведения ревизии в 1834 году в д.Орле проживало 54 крестьянской семьи, а в 1852 году крестьяне Жиздринского уезда Яровского (Яровщина)  сельского общества собрались на очередной сход. Решался вопрос о переселении части крестьян села Песочни, деревень Орли, Озерская, Авдеевка. Не хватало земельных наделов крестьянам.

В 1861 году Жиздринский уезд был разделен на 37 волостей, такое административное деление сохранялось до 1918 года. На основании «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года. Для всего крестьянского населения губернии создавались однотипные низшие органы управления. В каждом селе сельский сход избирал кандидатов в волостной суд ( сословный крестьянский судебный орган) и на волостной сход, на котором в свою очередь, избиралось волостное правление, подчинявшееся с 1874 года уездному по крестьянским делам присутствию, а с 1889 года земскому начальнику. Волостное правление являлось контрольно-совещательным учреждением при решении административных дел, требовавших коллегиального обсуждения и расходования волостных денежных сумм.

В Яровщинскую волость входили:

д.Авдеевка -536 человек жителей (1907 год)
д.Высокий Холм,Горки (одно название) - 64 человек жителей.
д.Круглое (Круглые Выселки)
д. Озерская.
д.Орля -792 человек жителей (1907г.)
д.Палом (Полом)
село Песочня - 649 чел. жителей. Песоченская волость -1913год?
д.Пустош (Комиссаровский)
Ростовский поселок.
д.Сосновка.
д.Яровщина в 1859г -436 чел. 1913г.-767 чел.

Песочня, бывшее село Яровшинской волости - в 1859 году село значилось казенного ведомства в 11 верстах от уездного города Жиздры по Брянскому торговому тракту, при речке Песочня. В 64 дворах проживало 474 душ мужского и женского пола. В селе находилась Песоченская церковно-приходская школа, в д.Орля – земская. Были еще две школы грамоты в д. Авдеевка и Озерская. Каменная одноэтажная Успенская церковь с колокольней построена в 1823 году жиздринским купцом Фомой Барсуковым. Церковь была покрыта железом и оштукатурена. В ограде земли значится 0,5 десятины.

Приход в 1895 году состоял по части старшего священника: крестьян в д.Яровщина (105-388-353) в одной версте, в д.Орля (22-81-88) в 4 верстах, д.Авдеевка (68-267-259) в 2 верстах, в д.Озерская ( 102-376-392) в 7 верстах, в д.Горки (6-35-30)
ИТОГО (303-1147-1122).

По части младшего священника в селе Песочня крестьян (89-332-328) в д.Орля (88-317-306) в д.Полом (95-357-358) в 3 верстах, в д.Сосновка (41-146-136) в 3 верстах, в д.Кресты (3-13-15) в 4 верстах, в д.Круглое( Круглые выселки) (7-21-25)
ИТОГО (323-1186-1195).Всего в 626 дворах проживало 2333 души мужского и 2317 женского пола.

Соседняя д. Яровщина в 72 дворах проживало 436 душ. В деревне находилось приходское училище и сельская расправа.

Вот, что вспоминал житель этой деревни Виктор Яровец (Крючков Виктор Борисович) писатель, поэт, 1937 года рождения, там прошли его детство и юность:

«По преданию наша д. Яровшина была образованна в Екатерининские времена, после того как был построен Екатериненский тракт, (дорога) связывающий гг. Москву и Киев. В наше время эта дорога и сейчас, кроме первого названия, зовется еще Брянским Большаком. До войны эта дорога содержалась в образцовом порядке и была оживленной магистралью, связывающей Сухиничи-Жиздру-Брянск.

Еще на моей памяти дорога была живописна и красива. Сама дорога представляла собой не одну, а сразу три ленты бегущие параллельно. Широкая, центральная, аккуратно окувеченная канавами, и два боковых, отделенных неширокими полосками лугов от центральной. Жители нашей деревни – не аборигены этих мест и были переселены сюда. Одни утверждают из под Калуги, а другие – аж из под самого Петербурга. То, что не аборигены подтверждает то, что говор моих односельчан до недавнего времени сильно отличался от говора соседних деревень: Орли, Сосновки, Песочни, Авдеевки. Там сильно «кагокали» -(каго, чаго, яго), у нас вокали. Яровцы так примерно передразнивали говор соседей: «Я касю, а волк бягить. Я на няго: Ай сгарел? Тут та я яго и видел». По, разному назывались и предметы домашнего обихода. У нас «Валек» у соседей – говорили «пральник»; у нас – «рубильник», там – «скалка» и т.д.

О том, почему деревня зовется « Яровщиной» существует две легенды. По одной из них в глухом месте, в дремучем лесу там где расположена наша деревня, сразу же, как только построили тракт поселились два брата разбойника, которые подстерегали свою добычу на мосту через ручеёк, который вытекал из говорливого ключа, спрятавшегося метрах в ста от дороги, который и поныне называется Яровец. Один из них, которого прозывают Ярый, во время дележа одной из добыч убил своего брата. А когда сделал это, ужаснулся. И чтобы в этом месте, где был совершен тяжкий грех, не случалось ни грабежей, ни убийств, в одну ночь он вырубил лес, стащил его в кучи и сжег, где образовалось поле, а сам сдался царским властям.

По второй (она кажется ближе к истине) первые поселенцы расчистили поле в лесу и посеяли яровую рожь (ярицу). Отсюда и название; Яровщина Яровец.  Существует с таким названием еще одна деревня в Санкт-Петербургской обл. Ладейнопольском районе. Поэтому есть повод считать, что наши предки переселились сюда все – таки из-под Петербурга, и назвали в память деревню откуда переселились сами, тоже д.Яровщина. Люди, в нашей деревне жили не крепостные, вольные. И звались экономическими или государственными, т.е. однодворцами.

                                   Деревенька моя, Яровщина.

        Чуть прикрою глаза, так и вижу
        Как под сенью берёз и ракит,
        В уголочке, что сердцу нет ближе,
        Деревенька под звездами спит.
       У подножья пригорков в лощине
       Спелым морем волнуется рожь.
       Деревенька моя, Яровщина,
       Расскажи, как ты нынче живешь.

       За века ты всего повидала:
       Знала радость, встречалась с бедой,
       Кашу с маслом и булки едала,
       Приходилась осот с лебедой.
       Над тобою и солнце светило
       И зарю закрывала гроза,
       И под крышами счастье ютилось
       И от слез горьких слепли глаза.

       Сыновей на войну провожала-
       Сколько их не вернулось домой?
       Ты соху в руках крепко держала
       По земле не ходила с сумой.

       …У подножья пригорков в лощине
       Искупался в туманах рассвет
       Деревенька моя, Яровщина,
       Шлю свой низкий сыновей привет.

                                                                          Виктор Крючков-Яровец

В 1920 году Жиздринский уезд был передан в Брянскую губернию. А в 1922г. часть территории уезда отошла к Бежицкому уезду. В 1929 году Брянская губерния и все уезды были упразднены, на его территории было образованно 7 районов, а ее территория отошла в состав новой Западной области. В 1937 году снова реформа,  и Жиздринский район вошел в состав Орловской области.

В нашей средней полосе России, земля не всегда могла дать все необходимое для жизни. И поэтому люди кроме хлебопашья занимались еще и промыслом, в большинстве случаев отхожими. В одном мастерили бочки, в другом плотничали, в третьем гончарили, печники ставили печки, делали повозки и сани. И каждое село, деревня, чем-то, каким то ремеслом славилась. По деревням ходили артели плотников, колодезников, портных. Яровщина, Песочня, Орля, Сосновка славились пильщиками-мастерами по распиловке древесины на доски и тес. Пилорам в начале века не было. И вся эта работа производилась вручную. Работа тяжелая, требующая сноровки и умения. Надо было и пилу править, инструмент, двухметровая продольная пила (сивка). В каждом дворе  лошадь, корова на которой пахали, возили дрова, лес для постройки, подтелок, свиньи, овцы, куры. Это уже считалось зажиточным крестьянином, и лошади, свиньи были не у всех, только у небольшой части жителей деревни. Было очень хорошее правило - делиться с соседями, у которых не было коров - молоко, заколешь свинью,  делишься кусочком мяса, выпекаешь хлеб,  хлебом, особенно под праздники. Вы давно заметили, что не разрывной частью с д.Яровщина называются д. Авдеевка, Орля, Сосновка, Песочня эти деревни начиная с 1678 года и по настоящее время входили в состав Яровщины ее волости,( с/с.) Сельского совета и располагались практически рядом. Перед ВО войной 1941-1945 годы это населенные пункты и ее жители были многочисленны, имели большие семьи, росло благосостояние ее жителей. Почти в каждой деревне колхоза «Дружба» Яровщины, д.Орля колхоза «Красный Луч» после войны «Авангард» начальные школы, библиотеки, кино- передвижка. В колхозах коровники и конюшни для лошадей. д.Сосновка с одной улицей Садовой утопала в садах. Рядом трепельный завод в поселках Рассвет-1, Рассвет -2.  При пересечении дорог на д.Коренево и на д.Песочня дорога носила название Екатериненский – Брянский, большак там было одно место которое носило название – «Перекладыво», от слова перекладывать, на возках поклажу а ранее, все уже забыли, стоял Хутор он назывался Старый хутор, (в настоящее время прошла «высоковольтка») слева в лесу был ключ с родниковой водой. Выше в направлении д. Коренево, поселок Кореневский. Теперь этого уже нет. Все заросло.

22 июня 1941 года после объявления о нападении германских войск на нашу страну почти все мужчины призывного возраста отправились на фронт. Быстрое передвижение немецких войск наводило на жителей населенных пунктов страх и панику. В октябре месяце Жиздринский район был оккупирован немецкими войсками. В каждом селе, деревне были назначены старосты и полиция, которая отвечала за порядок в своих границах. Для обеспечения своих войск продовольствием немецкое командование ввело налоги с каждого двора. Было ограниченно передвижение жителей из одной деревни в другую. Запрещалось ходить в лес. В 1941году в д.Яровщина немцы расстреляли малоумного юродивого Васю Ганина который грозил кулаком немцам. И вновь уважаемый читатель я обращаюсь к фактам и воспоминаниям Виктора Крючкова (псевдоним как писателя, поэта Яровой). Это пока единственное воспоминание, тех событий, которые отложились у него и его жителей: « Я не хочу оправдывать, а тем более расхваливать немецких солдат. Много зла совершили они в нашей местности, и по всей оккупированной территории. В семи км. от д.Яровщины, в д.Лукавец было сожжено в закрытом доме -16 и расстреляно - 45 человек. Всего -70. Попытавшегося выпрыгнуть из окна 9-ти летнего Витю Володина, расстреляли из автомата и снова забросили в пламя огня. Перед тем как сжечь д.Лукавец за день до расстрела они обстреляли деревню огнем тяжелых орудий с Сосновской горки, погибли старики, дети, женщины.

В деревне Овсорок расстреляли 86 человек в основном парней и мужчин, деревню сожгли. Причем, любой немецкий солдат, мог расстрелять любого человека, подозрительного,  даже без повода.

Так в д.Орля «хозяин» конюшни – немец, расстрелял работавшего у него конюха Степана Ильича Хамова в присутствии его пятерых детей: четырех девочек Тани, Раи, Лиды Анны, и одного мальчика – Саши. Старшей дочери исполнилось 13 лет младший 2 годика.

Причиной расстрела стала просьба Степана к «хозяину» дать ему лошадь, чтобы он мог съездить г.Жиздру купить кое – что из одежды и обуви вконец износившихся детишек. В ответ Степан услышал грубое ругательство на ломанном русском языке. Очевидец этого Никита Иванович Рабенков рассказывал: «Я увидел, в глазах Степана блеснули слезы, бросив под ноги немца вожжи, он бегом  направился к своему дому». С наступлением сумерек немец, с винтовкой в руках явился в дом Степана. Не дав одеться, стал выталкивать Степана за дверь, вслед за отцом стал выталкивать за дверь обезумевших детишек. Под дулом винтовки погнал на Коршевский луг и там, на глазах детей расстрелял их отца.

Но были и другие случаи. В д. Яровщина остались несколько мужчин призывного возраста, которые должны были влиться в партизанский отряд, но все они исправно носили повязки полицаев. Многие из них погибли, кто после освобождения был призван в Армию и вернулись с орденами и медалями. Успев послужить и вашим и нашим. Деревня была так переплетена родственными узами, что большинство предпочитало помалкивать и не выносить сор из избы.   

Но, об одном негодяе  я все-таки расскажу. Был он страшный пьяница  и ничего не умеющий делать человек, но изворотливый подхалим и жулик. Про таких говорят: за копейку продаст и родную мать. После того как наша деревня была оккупирована, немцы прочно обосновались у нас. Партизаны заглядывали редко и боевых действий не предпринимали. Оставшиеся мужики умели ладить с немецкими властями, и те не пытались делать гадостей односельчанам за исключением нескольких. В это исключение и входил этот тип. После того как прошли карательные отряды, в Яровщине было довольно спокойно. Часто меняющиеся немецкие части не конфликтовали с местными жителями, даже помогали тяглом во время вспашки огородов и уборочных работ. Бабы приспособились гнать из свеклы самогон, которым немцы не брезговали, выменивая на него кое-какие тряпки и продукты. И вот этот тип ( назову его условно Сидор), увиваясь около немцев, стал «обсасывать» бабенок. Угрожая и запугивая. Не всех удавалось, поскольку как человеку с подмоченной репутацией, многие довольно решительным образом давали ему отпор. Присосался к пожилой женщины (Ваняшина, а вот как звали, не помню) у которой два сына ещё до войны закончили Военную академию и были людьми видными в районе. Ваняшина не хотела, что б  узнали об этом немцы. Хорошо зная от кого можно ожидать пакостей  она зазвала однажды Сидора хорошо угостила и попросила:

-Тарасушка, милый ты уж не сказывай про моих сынков немцам.
Так и попала на «крючок» негодяю.

Не удовлетворившись первым угощением, стал требовать ещё и ещё. Бедная женщина, сколько могла, трафила Сидору, а раз не выдержала и кочергой взашей выгнала из своей хаты. Подонок разобиделся и первому попавшему немецкому офицеру стал объяснять, который ни как не мог понять его, но услышав слово «муттер коммунист» пошел за ним, который и привел оберлейтенанта в дом Ваняшиной. Женщине стало плохо. Немец потребовал объяснений у поддонка. Сидор, жестикулируя, стал показывать пальцами и объяснять, путая немецкие и русские слова, что у неё два сына офицера и вынув из-за иконы спрятанную за иконами фотографию сыновей, где они были сфотографированы, вместе с матерью показал немцу. Офицер долго рассматривал фотографию, покачал головой и, свалив ударом с ног Сидора, жестоко его избил. Если бы не беззащитная женщина, которая вдруг встала между Сидором и офицером и позволила негодяю выползти из хаты, неизвестно чем бы закончилось это избиение. А офицер довольно понятно объяснил перепуганной женщине, что он с матерями офицеров не воюет. И что у него в Германии тоже есть мама такого же возраста, и у неё тоже два сына, которые на войне и, успокоив её, ушёл. Произошло это событие летом 1942г.

У многих рьяных прислужников немецких властей усердия с тех пор поубавилось.

И все же среди полицаев были и такие, которые поддерживали связь с партизанами и выполняли их поручения. Лисавин регулярно патрулировал с повязкой полицая по Авдеевке и, в то же время, прятал в течение двух недель трех партизан в своем доме. Сергунов Ефим спас летчика, которого встретил в лису и помог ему перебраться через линию Фронта, которая проходила на рубеже д. Букань.

В деревне и поныне считают несправедливо осужденным деревенского старосту Стихорька, который был выбран на сходе единогласно. Рассказывают, что человек был довольно добрым и никому во время невольного исполнения обязанностей деревенского головы зла не приносил. Наоборот, как мне рассказывали резчицкие женщины, помог устроиться и спрятаться в деревне нескольким речицким жителям, которые ушли из концентрационного лагеря. Лагерь располагался в семи километрах от Яровщины в д.Овсорок.

Деревня Яровщина находилась в глубоком тылу у немцев, оберегая Брянский большак. Немцами был организован очень укрепленный опорный пункт, и вблизи расположенных селений. Сюда отводились на пополнение потрепанные немецкие части с передовой. Части сменяли одна другую. И немцы чувствовали себя здесь в относительной безопасности… Хотя эта безопасность  была шаткой. На большаке, в сторону Брянска, в верстах в 4-5-ти от деревни, между Яровщиной и Старой Мишанью частенько подрывались на минах их машины.

В один из летних дней 42 или 43года, во время окучивания картошки мы всей оставшиеся семьёй находились на огороде, со стороны Авдеевки уже на спуске, прямо у нас на глазах подорвалась легковая машина. Прогремел мощный взрыв, и началась пальба из автоматов. Была ли эта партизанская засада или фашисты напоролись на мину, я не знаю. Но хорошо помню мечущиеся фигуры немецких солдат по пригорку.

Где-то в середине зимы 1943г.  немцы из деревни исчезли. Их срочно бросили на латание бреши в обороне за Жиздрой. Не было их, окало недели. В один из этих дней к нам в дом зашли трое: толи разведчики, толи партизаны. Были они довольно таки хорошо одеты: в валенках, в белых рубашках, в шапках ушанках со звездочками, Хорошо помню, у одного из них за плечами был пулемет с большим круглым диском и примкнутые к стволу «ножками». Партизаны стали расспрашивать у мамы о жизни, потом попросили показать дорогу, по моему на Дубровку, в обход большака и орлинской дороги. Володя (брат) кустарником провел их на лесную дорогу небольшой деревушки Святынка, а дальше они пошли сами. Помню, мой старший брат Володя принес домой листовку, пойманную им на огороде. На ней, величиной со страницу школьной тетради, черным шрифтом крупными буквами двустишие:

        Орел возьмем бомбежкою,
        В Брянск придем с гармошкою.

Старшая сестра Маша не раз в кругу семьи и односельчан рассказывала случай, который произошел у нее на глазах. За ручейком Иванушкина, что начинался сразу же за лужайкой у деревни, сел на землю небольшой самолет, тихо подрулил к кромке кустарника, выпустил несколько пулеметных очередей по играющим по близости в футбол немецким солдатам. Убив одного и несколько ранив, спокойно развернулся и улетел. Немцы не успели даже, схватится за оружие. Но  это было в преддверии тех событий августа 1943г. А сами события, пожалуй начались с того момента, когда отступающие за оборонительный рубеж немцы стали сжигать дотла все селения в округе: Сосновку, Песочню, Авдеевку, Орлю…  В 1943 году в августе месяце перед приходом нашей Армии всем жителям нашей деревни было приказано выселиться из деревни. И по приказу немецких властей следовать в деревню Улемль. Был снаряжен обоз, если можно его таковым назвать. В колымаги телеги были впряжены коровы. И этот ревущий и плачущий караван двинулся к месту назначения. Ехали без охраны. И поэтому весь обоз повернул от указанного маршрута и затаился в глухом лесу километров в пяти от деревни. Односельчане решили переждать отступление немецких войск и дождаться своих. Но через три дня немцы стали прочесывать лес, весь народ в рассыпную. Побросав пожитки и захватив в спешке детишек и скот, разбежались по лесу. Хорошо помню, было, солнечное утро, слышны были крики людей, лай собак, рев коров. Все это отзывалось громким эхом.

Всем вернувшимся в деревню было предписано покинуть ее и двигаться в направлении Улемля. Когда часть немецких войск отступило за рубеж « Хаген» д. Орля – Кресты, стали поджигать деревню. Мы в это время прятались в кустах за огородом. Через кусты хорошо просматривался конец деревни. Чуть слышен треск пожара, доносящегося из – за ракит. Все мои взоры – то в глубь села, то на лицо матери. Помню её широко открытые глаза, устремленные на дым, обильно катящиеся по смуглому лицу слезы, и единственный вопль: «Господи!». Показался небольшой отряд. В заднем ряду шли два – три солдата с горящими факелами.

Сравнявшим с очередным домом, они бегом  отрывались от строя, подбегали к дому и совали факел под соломенную застреху. Лето стояло сухое. Дома вспыхивали сразу же. Так горела д. Яровщина.

Деревня уже была сожжена. Немецкие войска  отряд за отрядом продолжали отступать. Отступали пешим ходом. К вечеру, когда уже перестали чадить головешки, что осталось от наших домов, жители стали выходить на опаленную улицу деревни. Нашлась отчаянная женщина наша соседка Карпова Варвара, которая осмелилась выти со своей коровой  к своему сгоревшему дому. Мать подошла к ней,  упрашивая уйти и спрятать корову. Сзади деревни, со стороны пригорка Матюшечкина были непроходимые заболоченные заросли.

- Немцы ведь отберут - увещевала она Варвару.
-Как же? Так я им и отдам свою Красулю.

В это время в дальнем конце оголившейся деревни показался очередной отступающей отряд.

-Уходи скорей. Спрятаться еще можно – чуть не плакала мать. Но женщину, отчаявшуюся  от страха ли, или от потрясшей её картины пожара уговорить было невозможно. Она так и не ушла, когда первые шеренги отряда сравнялись с ней. От отряда отделился один солдат и попытался отобрать у женщины корову. Варвара (Варюшка - звали ее в деревни) вступила с немцем в драку. Но силы были не равными: немец ударом приклада свалил женщину с ног и коваными сапогами под хохот сотоварищей избил женщину и забрал корову».

Это небольшая часть рукописи, написанная нашим земляком, мной выбраны эпизоды оккупации тех сел и деревень для того, чтобы какая-то часть его воспоминаний стала известна читателю. В Думиническом районе выпустили его творчество книгой. У нас я находил его стихи только в районной газете. А как он писал о нашем крае? С такой любовью и нежностью к жителям к одноклассникам. Так мог писать человек с богатым внутренним миром, тонко чувствующий природный мир и человека, переживший суровые годы немецкой оккупации, потерю своих близких, друзей.

                                Кто из богатства в нужду не нырял,
                                Кто никогда ничего не терял,
                                Кто никогда ни о чем не тужил,
                                Кто никогда никому не служил -
                                Тот человек для кого тогда жил?

                                                                                               Виктор Яровец.

Брянский фронт. (извлечение из оперативной сводки №231(904) Генерального штаба Красной Армии): 50-я армия,  продолжая наступление в направлении Людиново, к 20.00 18.8 овладела рубежом: Заболотье (12 км вост.Людиново) – Дубровка – Дедная - Андреевский – Громатин - Лукавский хутор – Красное Знамя – Кореневский -Сосновка – Орля и вела бои за овладение н.п.Гряда, Иночка, Лукавец, Коренево (22 км юго-вост. Людиново). Частями армии уничтожено до 600 солдат и офицеров и захвачено 5 пленных.

2-й гв.кк, наступая в направлении Дятьково овладел районом Феровцы – Дубровка и вел бой в районе окраины н.п.Улемль.

16 августа 1943 года 3-я и 4-я гв.к.д. дивизии овладели железнодорожными ст.Озерская и Судимир, вышли к шоссе Жиздра - Бежица, и вступили в бой с частями 134-й немецкой пехотной дивизии. 17 августа части 3-й гв.кав. дивизии овладели узлами сопротивления деревнями Яровщина и Орля. В этих боях и совместных действиях с искадроном 12-го. Гв.ков. полка под руководством Ф.Г. Селеваньева были освобождены названные населенные пункты. И разгромили два батальона 445-го немецкого гренадерского полка.

Справка: Селивантьев Федор Григорьевич в 1943г командовал эскадроном 9-го гв. ков. полка 3 гв. кав. дивизии, 2-го гв кк. 15 мая 1946г. Присвоено звание Героя Советского Союза.

Приближается 75 годовщина освобождения от фашизма нашего района. Город получил областное почетное звание « Город воинской доблести». Все это радует и то, что, наконец погибшие солдаты и офицеры, освобождавшие район и город получили должную оценку их подвига перед Родиной. И мы всегда в долгу перед ними.                                                     

 

                   В.Н.Ларин, член районного совета ветеранов войны и труда, 2018 г.