Жиздра зимой 1942-1943 года

описание одной из последних фотографий с видом разрушенного в августе 1943 года города

Подпись на оборотной стороне фотографии: Жиздра с колокольни церкви, северо-восточное направление, зима 1942-1943 г.

Замечательный снимок города, сделанный с колокольни Собора Александра Невского, причём, скорее всего, самый последний перед разрушением Жиздры. В отличии от имеющего подобного снимка на сайте города на этом в большей степени отображена её восточная часть.
При детальном рассмотрении мне удалось узнать многие места, запомнившиеся мне с детства.  Вот в правой стороне видна Покровская церковь:


Покровская церковь


(Покровская церковь, рисунок немецкого солдата, 1941 или 1942 г.)

Такой она была и перед войной. Истерзанная, запущенная, неухоженная. Но звонила, за два месяца до начала войны, предупреждая о надвигающейся беде.  
 
Легко узнать здание РИК-а   (районного исполнительного комитета). До революции на этом месте было земство уездного города.  

В 1932 году с него начался большой пожар. От него осталась только кирпичная коробка. Городские власти решили его восстановить и реконструировать достроив ещё и третий этаж. Но денег в бюджете города не хватало.  
Строительство с перерывами длилось почти 8 лет. Наконец в апреле 1941 года в это здание переехала вся администрация города


Здание РИК (районного исполнительного комитета)

Это было единственное трёхэтажное здание и единственное, имеющее паровое отопление. Но, к сожалению, жиздринцам оно послужило не долго: в октябре в Жиздре уже были немцы.
 
На переднем плане  видно начало улицы Кирова где в кирпичном одноэтажном доме находился магазин книги и канцелярских принадлежностей.  


ул. Кирова, магазин книги и канцелярских принадлежностей

Вдалеке группа деревьев: это кладбище на том же самом месте, где и сейчас.  


Городское кладбище

На снимке города можно увидеть насколько плотно был он застроен, и всё, большей частью, деревянными домами с дворовыми постройками, вплотную примыкающими друг к другу. А подавляющее большинство крыш покрыты были щепой, изготовленной из хвойных деревьев, за годы тщательно высушенной солнцем. Вот почему для Жиздры любой пожар приносил большие беды.

В. Анцышкин