№ 406
Из протокола допроса бывшего военнослужащего 296-й пехотной дивизии Оскара Паге, г. Гомель 6 октября 1947 г.

ВОПРОС. Что Вам известно о преступных приказах, издаваемых командованием 296-й пехотной дивизии?  
 
ОТВЕТ. Мне известно, что по 296-й пехотной дивизии был издан приказ о разрушении и сожжении населенных пунктов и путей сообщения, железнодорожной линии и мостов, а также государственных зданий и культурных учреждений.
 
ВОПРОС. Кто издал этот приказ?
 
ОТВЕТ. Этого приказа нам не зачитывали, а [он] был доведен в устной форме командирами подразделений и было объяснено, что это приказ командира дивизии генерал-лейтенанта Кульмера
 
ВОПРОС. Расскажите о конкретных фактах чинимого зверства 296-й пехотной дивизии?
ОТВЕТ. В силу изданного приказа генерал-лейтенантом Кульмером, разрушение населенных пунктов производилось, главным образом, при отступлении.  По пути своего отступления из д. Марта до города Болхов, а затем до города Жиздра, тоже производились разрушения и сжигались деревни. Назвать эти деревни я не могу, потому что при отступлении дивизии артполк отступал раньше, а поджогами и разрушениями занимались саперы и запасной пехотный батальон нашей дивизии, которые отходили последними. При занятии обороны дивизией для постройки бункеров и других оборонных сооружений саперным батальоном разбирались жилые дома и другие постройки.  
Так было разобрано несколько домов в дер. Брешнево и Ерши по пути отступления от Орла в направлении гор. Болхов. При отступлении из района гор. Жиздра был отдан приказ командиром дивизии генерал-лейтенантом Кульмером, разрушить весь город Жиздра. Но насколько был выполнен этот приказ я не могу сказать. Но со слов солдат-саперов мне известно, что в Жиздре была взорвана нашим саперным батальоном одна церковь и несколько больших домов и разрушено железнодорожное полотно.  
.
ВОПРОС. Уточните время отступления 296-й пехотной дивизии из района гор. Жиздра?
ОТВЕТ. Отступление 296-й пехотной дивизии происходило осенью 1943 года, примерно в сентябре месяце


Из протоколов допросов бывшего командира 296-й пехотной дивизии Артура Кульмера
14 октября—20 ноября 1947 г.

 
ВОПРОС. Когда и где Вы отдавали приказы на уничтожение населенных пунктов и угон советских граждан в тыл германской армии?
 
ОТВЕТ. Первый приказ на уничтожение населенных пунктов и угон советских граждан в тыл германской армии я получил от командира 55-го армейского корпуса генерала Яшке, когда я командовал 296-й пехотной дивизией, которая занимала оборону в районе города Жиздра.  
 
Дивизии был дан приказ — отойти от города Жиздра на запад на 20 км, и на этом промежутке уничтожить все мосты, населенные пункты и превратить этот район в зону мертвой пустыни. Этот приказ командира корпуса был точно мною выполнен. Практическое выполнение его я осуществлял через командиров полков, которым я приказал, чтобы приказ командира корпуса был выполнен в точности. Командиры полков своим личным составом непосредственно осуществляли выполнение этого приказа.
 
ВОПРОС. Какой участок по фронту занимала Ваша дивизия, и сколько населенных пунктов было уничтожено полками Вашей дивизии?
 
ОТВЕТ. 296-я пехотная дивизия, которой я командовал, занимала участок обороны протяженностью по фронту 15 км. Сколько было уничтожено населенных пунктов, я не помню, но, примерно, около 10 населенных пунктов было уничтожено.
 
ВОПРОС. Как Вы поступали с мирным населением в данном случае?
 
ОТВЕТ. За несколько дней до начала отступления все население было эвакуировано по моему приказу в тыл германской армии, в район расположения штаба корпуса, что дальше делали с населением, мне точно неизвестно. Позднее я слышал, что угнанное население временно размещалось в деревнях в тылу армейского корпуса. После эвакуации населения и скота производился поджог населенных пунктов.  
ВОПРОС. Куда угоняли скот, и как поступали Ваши воинские подразделения с посевами советских граждан?
 
ОТВЕТ. В основном, скот забирался самим населением, а посевы частично собирались и обмолачивались подразделениями 296-й дивизии, а то, что невозможно было убрать, уничтожалось различными способами.
 
ВОПРОС. С какой целью проводился угон мирного населения, скота, поджог населенных пунктов и уничтожение посевов?
 
ОТВЕТ. Все эти мероприятия проводились с целью задержать продвижение противника и не дать возможность укрепиться наступающим частям Советской Армии.


 № 408
Из протокола допроса
бывшего командира 296-й пехотной дивизии Артура Кульмера от 20 ноября 1947 г.

 
В январе 1943 г. мне было присвоено звание генерал-майора и в марте того же года принял командование 296-й пехотной дивизии. Дивизия в то время находилась в районе гор. Жиздра и занимала оборону по фронту 15 километров и в глубину 20 километров. Когда дивизия находилась в обороне, штаб дивизии находился в дер. Муфитино. (вероятно - Мужитино). По моим приказам мирное население привлекалось на различные физические работы, как-то ремонт и строительство дорог, на лесозаготовки и другие работы. Для выполнения названных работ ежедневно привлекалось по 300–400 человек мирного советского населения.
 
В начале августа 1943 года 296-я пехотная дивизия под ударами частей Красной Армии начала отступление, линию обороны заняла в районе Дятьково— Людиново.  
 
Перед тем, как дивизия начала отступать из района Жиздра, я в соответствии с полученным приказом командира 55-го армейского корпуса отдал свой приказ по частям и подразделениям дивизии о насильственном угоне всего мирного населения в тыл немецкой армии, какое количество было угнано, сказать затрудняюсь.  
 
Этим же приказом было предусмотрено полное уничтожение всех населенных пунктов. Мой приказ солдатами и офицерами был выполнен полностью. Так, деревянные сооружения сжигались, а каменные взрывались. Помимо деревни Муфитино, Никитинка была полностью сожжена, а другие названия деревень из-за давности времени припомнить затрудняюсь. Имущество населения, оставшееся в домах, солдатами также было сожжено.
 
Неубранные посевы зерновых культур, оставшиеся на полях урожая 1943 года, я также приказал уничтожить путем сожжения, а там, где не поддавались сожжению, укатывали специально изготовленными катками, посылались подводы с солдатами, которые и приводили к уничтожению посевов. Обмолоченное зерно забиралось и вывозилось в тыл немецких войск.  
 
Там же в районе Жиздры при дивизии был скотный двор в количестве 60 коров, молочные продукты шли на улучшение питания солдат. Рогатый скот, принадлежавший мирному населению, при отступлении также был угнан в тыл.
 
Город Жиздра был разрушен саперными частями 55-го армейского корпуса, командиром которого был генерал от инфантерии Яшке. Не исключена возможность, что в разрушении Жиздры принимали участие отдельные солдаты моей дивизии. Я специального приказа об уничтожении гор. Жиздра не получал. Уничтожение населенных пунктов, посевов зерновых культур, угон населения в тыл немецких войск и уничтожение имущества населения производилось для того, чтобы создать [трудности для] наступательных операций частям Красной Армии против нас.

 

Источник: Сожженные деревни России. 1941-1944: Документы и материалы / Сост. : Н.В. Кириллова, В.Д. Селеменев [и др.]. – М. : Фонд «Историческая память», 2017. – 608 с. В сборник включено 439 документов из фонда 1363, хранящегося в Национальном архиве Республики Беларусь. Большинство документов публикуется впервые. 


Историческая справка:

Kullmer, Arthur   (Артур Кульмер) - родился в Гросс-Бокенгейме (Großbockenheim) в Верхнем Пфальце (Oberpfalz), 27.08.1896 г.

Военную службу начал 17.08.1914 г. - добровольцем поступил на службу в 118-й пехотного полка,  с 10.07.1916 г.   (патент - с 9.04.1915 г.) - лейтенант 7-го баварского пехотного полка.
В войне с СССР принял участие с 1941 года в должности командира 331-го пехотного полка   (167-й пехотной дивизии). С  24.03.1943 г. по  20.06.1944 г. командир 296-й пехотной дивизии. С октября 1944 года - командир 558-й гренадерской дивизии.  
С 14.04 - 8.05.1945 г. - командир 43-го армейского корпуса   (XXXXIII A.K.)  
 
Награды: Рыцарский крест ЖК (27.10.1943 г.) с дубовыми листьями   (28.02.1945 г., N 758); Золотой Германский крест (14.01.1942 г.).  
 
Взят в плен американскими войсками 08.05.1945 г. 13 мая 1945 г. передан советским властям.
 
Предстал перед трибуналом войск МВД Белорусского военного округа,заседавшим 13 - 20.12.1947 г. в клубе железнодорожников г. Гомель   (Белорусская ССР), осуждён за военные преступления и приговорён к 25 годам исправительно-трудовых лагерей.  
 
Умер в режимном лагере военнопленных N 476   (г. Асбест, Свердловская область) 28.03.1953 г.
 
296-я пехотная дивизия была уничтожена вместе с большей частью 9-й армии в котле под Бобруйском в июне-июле 1944 года и окончательно расформирована в августе 1944 года.

На главную