За неисчислимые благодеяния к человечеству. С.И. Мальцев - почетный гражданин г. Жиздра

"Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее" В.Г.Белинский
    
В последние годы не ослабевает внимание любителей истории родного края к личности известного русского предпринимателя Сергея Мальцева и основанной им промышленной империи. Согласно «Гербовнику», род Мальцевых (или Мальцовых) «утвердился в дворянстве» в 1775 г., и тогда же был им дарован собственный герб: «В щите, имеющем красное поле, крестообразно положены две шпаги острыми концами вверх и над оными изображена осьмиугольная серебряная звезда...»

 

    Отцом Сергея Ивановича был Иван Акимович Мальцов, владелец "демидовских" (с 1820) чугуноплавильных и железоделательных заводов в с. Людинове и Сукремле Жиздринского уезда Калужской губернии, который также являлся крупным землевладельцем. Мать - Капитолина Михайловна, урождённая Вышеславцева (в первом браке была женой Василия Львовича Пушкина, литератора, дяди А.С. Пушкина). Сергей Иванович Мальцов получил домашнее образование; служил в Кавалергардском его императорского величества полку, ротмистром, адьютантом принца Ольденбургского (1846). В 1849 г., в чине генерал-майора Мальцов вышел в отставку и начал он нестандартно. В крымском Симеизе на высоком холме воздвиг хрустальный дворец, который, по свидетельствам современников, высился над морем и напоминал громадный фонарь. В 1853 году Сергей Иванович становится крупнейшим землевладельцем и хозяином огромной территории, расположенной в самом центре России.


    Промышленник получает ни много ни мало 215 тыс. га для экспериментов и приложения творческой энергии. За свой счет в 1877-1878 гг. С. И. Мальцов устроил для сообщения внутри округа узкоколейку, стоившую ему 2 млн. руб. Без инженерного образования Мальцеву удалось сконструировать внутри округа 290-верстную узкоколейку, по которой двигались 22 маленьких паровоза, тянувших 531 вагон. С тех пор этот тип дорог так и прозвали "мальцевским". Причем изначально ставка была сделана на самоокупаемость: возили не только свои грузы - брали подряды у других заказчиков, перевозили пассажиров. Машинистами служили местные крестьяне, а в качестве топлива использовали местный уголь.
    В 1871 г. С. И. Мальцов покрыл свои владения собственной телеграфной сетью, несмотря на запрет правительства.
    Следующей задачей стала модернизация производства. На базе старого чугунного завода возникает новый, рельсопрокатный. До создания мальцовского производства основной объем рельсов поставлялся в Россию из-за рубежа. Уже в 1841 г. с Людиновского завода вышли первые русские рельсы для Николаевской железной дороги.
    Один из современников, К. Скальковский, так характеризовал С. И. Мальцева: "Он был в известной степени прогрессист, много читал, часто ездил за границу и привозил оттуда технические новости. Страстью его было устройство заводов и фабрик". Вся сила этого увлечения воплощалась в мальцовском промышленном районе, который, по словам В. И. Немировича-Данченко, был "Америкой в России", оазисом среди бездорожья и бескормицы. "Тут работают более ста заводов и фабрик; на десятках образцовых ферм обрабатывается земля... Тут люди пробуравили землю и, как черви в орехе, копошатся в ней, вынося на свет Божий скрытые богатства; отсюда добрая часть нашего отечества снабжается стеклом, фаянсом, железом, сталью, паровозами, вагонами, рельсами, паркетами, всевозможными машинами, земледельческими орудиями... Здесь нет роскоши и излишеств, нет и нищеты, нет голодовок". Масштабы поражают воображение. Район раскинулся с севера на юг на 120 км, с запада на восток на 80 км. Хрустальная фабрика выпускала до 30 тыс. изделий в сутки (!), и они реализовывались на рынках Болгарии, Турции и Румынии. Дятьковский завод, очень выгодный, послужил ядром для всего мальцовского дела: на доходы от его производства покупались соседние земли, строились заводы и фабрики. Для сбыта готовой продукции он учреждает торговые дома в разных городах: Риге, Минске, Петербурге, Москве, Одессе, Нижнем Новгороде, Херсоне и др.
    Мальцовский округ был фактически полностью автономен. В промышленной империи были свои вотчинные заводы и фабрики, снабжавшие район всем необходимым для жизни: строительными материалами, мебелью, напитками, здесь действовали свои законы, на территории района располагались восемь больниц, две аптеки, первый частный телеграф. Социальная инфраструктура и "пакет услуг" для жителей района существенно опережали свое время. Так, в период процветания мальцовской империи расценки были доведены до максимума и превосходили среднюю норму в полтора раза, в то время как рабочий день составлял не более 10-12 часов по сравнению с традиционным, 14-16-часовым. На особо тяжелых производствах был установлен восьмичасовой рабочий день, и это нововведение почти на 25 лет опередило европейскую норму. Для удобства Сергей Иванович строит рабочим каменные домики на три-четыре комнаты, выделяя место на участке под сад, выгон. В заводских центрах действуют школы на 100 учеников.
    В рамках своей империи Мальцов пошел на беспрецедентный шаг: ввел собственную денежную единицу - записки, которые быстро прозвали "мальцовскими". Всего было выпущено два с половиной миллиона рублей, ценностью от трех копеек до пяти рублей. За дерзость поплатился: в середине 1870-х гг. хождение денег было запрещено, свыше поступил приказ срочно выкупить оставшиеся "записки". В те годы России потребовался подвижной состав, и правительство обратилось к заводчикам с призывом "дать стране", но не угля, а побольше паровозов и вагонов. Мальцов взялся за сложное дело, вложив в него порядка 2 млн. руб. и рассчитывая покрыть огромные затраты за счет будущих заказов.
      Контракт предусматривал использование только отечественных материалов. Стремясь его выполнить, промышленник рискнул открыть собственное производство рессорной стали, необходимой для паровозостроения. Выписал машины, построил новые мастерские, устроил печи Сименса, выписал опытных конструкторов и мастеров из Франции. Однако Мальцева "кинули" так же, как и Савву Мамонтова, другого известного промышленника. Приговор ценою в 2 млн. потерь оказался почти смертельным даже для такого мощного производства, как Мальцовское. Беда не приходит одна: банкротство Моршанско-Сызранской дороги лишает Мальцева еще полумиллиона рублей. В 1883 г. сокращается сбыт сельскохозяйственных машин (паровых молотилок) в южную часть России.

    После реформы 1861 года Сергей Иванович постепенно отошел от авторитарного стиля управления. В 1875 году он учредил Мальцовское торгово-промышленное товарищество с правлением в Дятькове. В 1885 году имущество Мальцовского торгово-промышленного товарищества перешло в ведение казны.
    Был женат на Анастасии Николаевне, урождённой княжне Урусовой. Последние годы жизни Сергей Иванович Мальцов провел в Крыму, в Симеизе.
    Выдающийся русский предприниматель С.И.Мальцов не получил при жизни никаких свидетельств признания своих заслуг в развитии отечественной промышленности. В советское время его имя подвергалось остракизму, а история его главного детища - Мальцовского заводского округа - фальсифицировалось.
    Несмотря на все трудности развития округа, имя Сергея Ивановича Мальцева пользовалось глубоким уважением среди всех сословий населения Жиздринского уезда. 21 мая 1869 года Жиздринское градское общество, «проникнутое чувством величайшей благодарности  к Сергею Ивановичу Мальцеву за оказываемые им неисчислимые благодеяния к человечеству, требующему его помощи, поднесло ему адрес с просьбой принять на себя звание Почетного гражданина города Жиздры». Сергей Иванович ответил согласием.
    Вслед за этим городская дума Жиздры обратилась к калужскому губернатору с ходатайством представить это свое решение на высочайшее рассмотрение. Канцелярия губернатора своевременно представила все документы для рассмотрения  при дворе, и 4 июня 1869 года государь император Александр II «высочайше соизволил» на присвоение звания Почетного гражданина города Жиздра СИ. Мальцеву, о чем на имя губернатора через хозяйственный департамент Министерства внутренних дел было сделано уведомление. Все документы об этом решении - в фонде «Калужское губернское правление» Госархива Калужской области.
    На сегодняшний день это единственный задокументированный факт прижизненного общественного признания заслуг С.И.Мальцова в экономическом, социальном и культурном развитии региона.
    Династия Мальцевых, крупнейших российских заводчиков, - типичный пример того, насколько грандиозными были планы тогдашних предпринимателей, насколько широко размахивались они в своей деятельности. За несколько десятилетий им удалось создать свою "Америку в России", промышленный район, в котором каждый завод, каждое производство работали на общий результат - процветание региона.

Артем ПЕТРУХИН, учащийся 10 класса ЖСШ №2

На главную